Английский сад
На формирование пейзажного стилевого направления садово-паркового искусства Европы значительное влияние оказали китайские сады. Обращение к естественной природе и отказ от всего искусственного сформировали новые представления о красоте и гармонии. Наиболее ярко и разнообразно пейзажные парки представлены в Англии. Мягкий климат этой страны, невысокие холмы, обширные луга, рассеянное освещение и туманы создают особые эффекты перспективы.
Сады в английском стиле очень живописны. Из парковых элементов формируются кулисы, центр, передние и задние планы: с разных точек сад воспринимается по-разному. Прогулка по такому саду обеспечит смену картин и впечатлений.
Для английского сада характерны отдельно стоящие среди лугов деревья и группы из дуба, бука и граба. Также особенностью этого стиля являются живые изгороди, разделяющие сады, луга или пашни. В таких садах обязательно есть ручей или пруд со свободным очертанием берегов. Романтическую обстановку в саду создают руины, колонны и обелиски. Английский парк пропитан настроениями романтизма — художественным направлением 19 века, поэтому к его названию часто добавляют эпитет «романтический».
Французкий сад
Мягкий климат Франции, ровный рельеф с обширными равнинами и лесными массивами, спокойные реки и заболоченные пространства обусловили формирование классических французских садов. Планировка их проста — в виде квадратов. Высокие стены из граба по периметру помогают создать своеобразные залы парка или сада. Украшениями французских садов служат скульптуры, цветы и кружевные партеры. Не обойтись тут и без воды — спокойные каналы с изысканно оформленными водными партерами символизируют безмятежность французского ландшафта.
На развитие садово-паркового искусства Франции оказала влияние Италия: со временем появилось стремление к целостной планировке. В классическом французском саду в планировке предпочтение отдаётся продольно-осевой композиции, все элементы выполняются в едином стиле и образуют единое целое, сад является продолжением дома.
Японский сад
Японский сад далёк от естественной природы, он создан для созерцания и оценки красоты пейзажа. Главная задача такого сада — вызвать эмоциональный отклик наблюдающего.
Японские мастера славятся умением создавать сады по их назначению: храмовые сады, сады для чайной церемонии и т.д. Также довольно известны сады, названные по основному материалу, использованному при их создании, — сад камней, сад мхов и сад пейзажей. В любом японском саду присутствует тема воды как основы жизни. Водоём может быть в форме небольшой запруды с островами, песчаными и каменными берегами. Довольно часто встречаются водопады. Если сад «сухой», то вода изображается символически разводами на гальке или песке.
Отдельное место занимает растительность. Цикл жизни растений символизируют времена года: приход весны акцентируется цветением плодовых деревьев и кустарников, для осени характерна яркая окраска листьев, холодная зима подчёркивается рисунком обнажённых ветвей.
Любимое растение японского сада — японская сосна. Из лиственных используются слива, вишня, камелия, азалия. У японцев даже есть «четвёрка благородных растений» — хризантема, слива, орхидея и бамбук.
Немыслим японский сад без мостов, скамеек, светильников и оград. Их создают из естественного материала и зачастую старят — добавляют лишайники на камни, патину на металл, блёклость тонов.
Японский сад — это не только продуманная композиция и красота, но и глубокое содержание. Форма расположения камней, островов, пейзажных групп — всё несёт тайный смысл, все элементы символичны. Зритель сам должен раскрыть образ, передаваемый садом.
Китайский сад
Китайские сады проектируются таким образом, чтоб показать наблюдателю красоту естественной природы и создать разнообразие меняющихся видов. В таком саду водоём — неотъемлемая часть. Он может занимать центральное место, а может лишь дополнять общую композицию. Для удобного восприятия воды устанавливаются многочисленные беседки, скамьи, мосты и другие малые архитектурные формы.
Из растений выбираются сосны, можжевельники, клёны, груши, сливы, вишни и множество других красивоцветущих деревьев и кустарников, в том числе крупномеры. Скульптуры для оформления используют редко, разве что символические фигуры животных и птиц. В качестве «естественных» скульптур используют камни для оформления береговой линии.
Китайские мастера садово-паркового искусства издревле славились умением максимально полно использовать местные условия. Они умели подчеркнуть контрасты и гармонию окружающей природы, постепенное раскрытие вида ландшафта в зависимости от времени восприятия.